Вернуться к списку статей

Про классическую поталь

Про классическую поталь
Вы уже наверняка знаете, что слово Поталь не используется ни в одной другой стране. Поталь, является исконно русским словом, которого нет в английском языке. Даже в греческом языке, т.к. имеет древнегреческое происхождение, это слово не употребляется. Когда мы общались с американскими мастерами, они были удивлены этому и говорили о том, что будут использовать это слово в своем лексиконе. Значение слова Поталь (др.греч), означает «лист, пластина» и имеет прямое отношение к сфере металлообработки. По одной из известных версий, раньше «сусальным золотом» называли двойник, где лицо (сусало) изготавливалось из благородного металла (золото), а обратная сторона (поталь) из более дешевых цветных металлов (бронза или латунь). Со временем, эти названия стали самостоятельными названиями отдельных продуктов. Попробовав их произнести «Поталь» и «Сусаль», всегда кажется,  что эти слова связаны с собой и имеют отношение к чему то общему, объединяющему их.  
 
Сегодня, эти слова перестали означать свойства металла и перешли в категорию обозначения процесса декорирования, с помощью которого создается эффект металлизации - золочение. Каждый знает, что Сусальное золото  используется только в случае реставрации или оформления знаковых объектов (храмы, помещения символы власти и культуры), но оно очень дорого и редко используется в интерьерах. В качестве его замены используют Поталь. Поталь не содержит драгоценных металлов, поэтому правильно называть процесс его применения как «имитация золочения», но не «золочение». Развитие этого направления, повлекло применение новых слов в профессиональной терминологии: шумиха, поталь, фольга, металлическая поталь, классическая поталь. 

В профессиональном значении, словом Поталь обозначают не только листы металла с определенными свойствами, но и жидкие краски «под золото» (жидкая поталь), разнообразные варианты пудры (вата, стружка, lana), полимерные пленочные материалы (суперпоталь, зеркальная поталь, японская поталь, полиментная поталь, поталь краска, фолинг). Если включить воображение, то можно предположить, что в будущем этим же словом будут называть создаваемые оптические голограммы и 3D-изображения или какие нибудь краски хамелионы меняющие оттенок драгоценного металла в зависимости от освещения или индивидуальных настроек. Удивительно, до чего может дойти прогресс в будущем и это все будут называть русским словом Поталь!

Возвращаясь к нашей теме, стоит отметить, что изначально Поталь означала именно листочки металлической «бумаги». Мы живем в мире металлов и именно металлы сыграли важную роль в развитии нашей цивилизации и сфера декорирования не является исключением. В классической металлической Потали, бесполезно искать уникальные цвета, их просто нет. Главным недостатком металлической Потали является ограниченное количество цветов, их всех три основных: золото, серебро и медь. Другое дело, выбор цветов в полимерной потали, но об этом речь пойдет в другой статье.

Работать с металлической Поталью сложно, в первую очередь из-за необходимости соблюдать технологический процесс (последовательность и сочетаемость материалов), использовании средств защиты и необходимости долгой наработки навыков укладки листочков без складок и морщин (годы и годы ежедневной работы). Я всегда утверждаю, что работа с Поталью, пожалуй сама сложная и одновременно самая низкооплачиваемая работа в сфере декорирования. Как не странно, в этой профессии много «случайных людей», которые приходят в эту сферу чтобы «заработать» и в итоге создают ситуацию недоверия между Заказчиком и профессиональным сообществом. Сегодня, чтобы стать профессиональным мастером потальщиком, достаточно посмотреть ролики в ютубе и иметь смелость написать в своем портфолио «умею работать с поталью» или "потомственный позолотчик с 20ти летним опытом". Я лично, с такими сталкиваюсь каждый день. А ведь раньше, все было не так. Если кто-то смог прочитать книгу М. Моисеивич "Работа мастера-позолотчика", то он согласится с выражением, "профессионалами не рождаются, а становятся".  К ключевым компетенциям профессионального мастера потальщика мы относим следующие принципы: 
(1) Эмпатия к профессии (работать настолько приятно, что деньги не важны)
(2) Профессионализм приходит при постоянном совершенствовании навыков (10000 часов)
(3) Аккуратность важна не только для новичков (семь раз отмерь, один раз отрежь)
(4) Знание свойств материалов и их сочетаемость (умение сформировать «пирог» под задачу)
(5) Творческий поток, помогает быстро и легко решать разнообразные задачи клиентов 
(6) Для работы с дизайнерами, необходимо понимание философии золотого цвета (где можно применять, а где нет)
Товар добавлен в корзину!